Что главное для вас на собеседовании в кадровом агентстве или в компании? Конечно же, понравиться рекрутеру или менеджеру по кадрам. Добиться этого кандидаты пытаются разными способами. Но не все из них помогают получить желаемый результат. Некоторые из имеющихся у вас в резерве приемов могут сработать с точностью «до наоборот».
Есть соискатели, которые стараются разжалобить интервьюера, чтобы получить работу. На собеседовании они начинают рассказывать о своем сложном финансовом положении, семейных неприятностях, проблемах со здоровьем и других обрушившихся на них бедах. «Ну возьмите меня хоть кем-нибудь!» — чуть ли не умоляет такой кандидат своего собеседника. Но, скорее всего, подобная тактика ни к чему хорошему не приведет. И вовсе не потому, что напротив вас сидит совершенно бессердечный формалист, не желающий войти в ваше положение. Пожалеть-то вас, он может, и пожалеет, но работу вы все равно не получите.
Дело в том, что работодателям нужны успешные, уверенные в себе профессионалы, а не нытики-неудачники. «Если этот человек и свои-то проблемы решить не способен, то уж с производственными он точно не справится», - примерно к такому выводу приходят многие руководители после встречи с соискателем, пытавшимся во время собеседования «давить на жалость». Понятно, что приглашения на вторую встречу в их компанию такой кандидат не получит.
Некоторые кандидаты болтают на собеседовании буквально без умолку. В том числе и на темы, далекие от их будущей работы: о погоде, прошедшем отпуске, политике и так далее. Для одних это просто обычная манера поведения, для других — способ справиться со стрессом и продемонстрировать свою общительность. Но и тем, и другим следует ради собственного же блага попридержать язык за зубами.
- Когда я встречаюсь с болтливым кандидатом, — рассказывает Сергей Сомин, менеджер по кадрам одного из московских предприятий, — у меня сразу появляется мысль: этот словесный поток у него от волнения или человек по природе настолько неорганизован? Может, он и на рабочем месте будет всех отвлекать своей болтовней? Я как профессионал вообще настороженно отношусь к тем, кто склонен много разговаривать не по теме. У таких людей часто вместо дела — одни разговоры.
Бывает, стремясь подчеркнуть свой профессионализм, соискатель «давит» на интервьюера своими знаниями, пытается лидировать, фамильярничает с менеджером. Особенно часто такое случается, когда кандидат старше своего собеседника. Но и это, и то, что интервьюер действительно не силен в вашей профессии, не повод не соблюдать «правила игры», принятые на собеседовании. Вы что же думаете, что ваша «крутизна» до глубины души поразит менеджера, и он с готовностью распахнет вам навстречу свои объятия? Ничуть не бывало! Скорее, вас сочтут заносчивым типом, который не умеет общаться, не сможет ужиться в коллективе. Такой вывод однозначно не повысит ваши шансы занять вакантное место.
Еще один достаточно часто (и совершенно напрасно!) используемый кандидатами способ понравится на собеседовании — критика предыдущей компании в целом и ее руководства в частности. Тем самым соискатель пытается самоутвердиться за чужой счет: типа, они такие-сякие, а я — весь в белом, они не ведали, что творили, а я подмечал каждую их ошибку. Имейте в виду: подобными гневными обвинениями вы только дадите работодателю повод подозревать вас в том, что его компании вы тоже можете быть неверны. Вдруг через некоторое время вы и его будете обвинять во всех смертных грехах, описывая в красках на собеседовании в следующей компании, что и как он делал неправильно? Вряд ли кого-то из руководителей обрадует такая перспектива.
- проявлять особую сдержанность, если тема разговора не касается напрямую служебных обязанностей. Такую беседу можно поддержать, но самостоятельно развивать тему, далекую от работы, не стоит.
Стресс во время интервью — обычное дело. И далеко не каждый в таком состоянии способен показать себя, раскрыть свой потенциал. Волнение делает многих из нас угнетенными, сомневающимися и неуверенными. Какие уж тут способности и достижения! Поэтому отправляясь на собеседование, берем курс на преодоление стрессового состояния.
Никаких стимуляторов
Откажитесь в день интервью от кофе, крепкого чая и шоколада, большого количества сладостей. Ваша нервная система и так будет работать как заведенная, а подпитанная стимулирующими веществами, в частности, кофеином и сахаром, может вызвать состояние, близкое к панике. Вместо конфет съешьте сладких фруктов, особенно, если вы находитесь в мрачном расположении духа — быстрые углеводы придутся кстати. Если курите, повремените с первой сигаретой. Сначала собеседование, потом перекур. Во-первых, никотин стимулирует нервную систему, а во-вторых, если собеседник окажется некурящим, ваши запахи могут произвести негативное впечатление на него даже на подсознательном уровне. Ну и, конечно, спиртное накануне вечером тоже табу. Лучше как следует выспитесь — хороший сон приведет нервную систему в равновесие.
На поставленные вопросы постарайтесь отвечать коротко — это оградит вас от путаных и сбивчивых речей. Долго подбирать слова, молчать, мычать и объясняться витиевато недопустимо. Это, в конечном счете, приведет к тому, что вы занервничаете, видя нетерпение, непонимание или равнодушие интервьюера. Не утомляйте подробностями без нужды и не допускайте резкости. Искренний интерес и доброжелательность собеседника — лучшая профилактика стресса.
Правда, если вы уже пришли в компанию, тем более, если начали разговаривать, и совершить подобное действо недопустимо, а стресс тем не менее надвигается, используйте простой и верный метод — дышите медленно и глубоко. Особенно важен для снятия напряжения максимально замедленный выдох.
Успокаиваться при помощи счета можно в том случае, если у вас есть некоторое время, когда не нужно быть предельно внимательным и собранным, например, в ожидании собеседования. Сидите в приемной и считайте, но не баранов как при бессоннице, а сосредоточьтесь на самих числах. Можно представлять их себе зрительно — пусть двойка будет шелковой лентой, а тройка — скручена из проволоки. Главный смысл этой игры с воображением — отвлечься и перестать думать о предстоящем событии. Тогда к разговору вы приступите в легком и расслабленном состоянии и, прежде чем снова напряжетесь, возможно, сумеете произвести благоприятное впечатление.
Когда мы чувствуем, что к нам относятся доброжелательно или с симпатией, мы расслабляемся. Для того, чтобы понравиться интервьюеру, попробуйте ему «позеркалить» — инстинктивно люди позитивно реагируют на себе подобных. Прислушайтесь к темпу речи человека — пусть ваш будет таким же. Держите руки так же, как это делает он. Дышите в такт с визави — это очень хорошее средство для установления контакта.