Наступает момент, когда ребенок серьезно произносит "Я сам!" Это приводит родителей в восторг. Пока дело не доходит до требований трехлетнего члена семьи самостоятельно починить компьютер папиным паяльником...
В этой рубрике мы будем публиковать ваши советы по воспитанию детей, истории, как вы преодолевали те или иные трудности в отношениях с детьми, рекомендации, а также идеи, как сделать жизнь ребенка интереснее.
Здесь вы можете не только делиться советом, но и спрашивать его. Разобраться с проблемами вам помогут другие мамы-посетительницы сайта и профессиональные специалисты.
*Материалов от вас ждем по адресу reklamabb59@yandex.ru. В теме письма указывайте: рубрика "Мама делится советом".
Я сам!
Наступает момент, когда ребенок серьезно произносит "Я сам!" Это приводит родителей в восторг. Пока дело не доходит до требований трехлетнего члена семьи самостоятельно починить компьютер папиным паяльником...
Стремление к самостоятельности у малыша проявляется уже к полутора годам. Ребенок хочет поскорее избавиться от опеки взрослых, на все просьбы он говорит: "Нет", делает все наоборот. Малышу не нравится, когда ему помогают, стараются сделать за него то, что он уже умеет. В раннем детстве ребенок не отделяет себя от окружающих его людей, предметов; отношение малыша к себе заимствовано у взрослых. Он обращается к себе в третьем лице, например, девочка двух лет говорит родителям: "Мы возьмем меня к бабушке!" или "Дайте Тане куклу!"
С усовершенствованием предметной деятельности и развитием речи усложняются взаимоотношения со взрослыми. Ребенок начинает понимать, что его мать и другие люди существуют отдельно от него. С конца второго года ребенок начинает знакомиться с собой. В этом ему активно помогают взрослые, объясняя, что изображение в зеркале — это он, а не другой малыш. Малыш начинает внимательно рассматривать себя в зеркале, изучать, придавать большое значение своему имени, которое принадлежит именно ему, а не просто служит средством общения со взрослыми. Прочное место в лексиконе ребенка занимает слово "я", а после двух лет — знаменитое: "Я сам!"
УТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
В полтора года ребенок уже ходит. Он может перемещаться сам и старается удалиться от родителей. Его обращение с предметами отличается ловкостью и быстротой, за которыми невозможно уследить. Малыш хочет все потрогать, чтобы все знать. Он начинает говорить и все чаще выражает свои пожелания. Таким образом, с полутора до 3-х лет его личность прочно утверждается. Но малыш все время разрывается между желанием быть самостоятельным и чувством зависимости от родителей. Ему одновременно хочется уйти из-под их контроля и получить поддержку от их присутствия. Этот период для ребенка полон волнений. Открытия, которые он делает, становятся для него эмоциональным шоком. Находясь во власти противоречивых порывов, малыш может стать беспокойным, нервным и приобрести привычку к противостоянию, не лишенному агрессивности. Это очень похоже на трудности подросткового периода: ребенок будет готов броситься завоевывать мир, захочет освободиться от авторитета родителей, но должен признавать, что они все-таки необходимы. Этот внутренний конфликт иногда выражается очень бурно. Подготовьтесь к этому трудному периоду.
Ребенок узнал слово "нет" в годовалом возрасте, и на втором и третьем годах жизни оно становится в его лексиконе основным. Чтобы утвердить себя, малыш должен противоречить вам. Иногда он начинает отвечать "нет" на все вопросы и все предложения. Такое отношение не всегда легко выносить, так как оно может проявляться почти во всех областях повседневной жизни: играх, одевании, но, главное, во всем, что касается сна и еды.
Вы говорите ребенку: "Мы идем гулять". Вы спрашиваете его: "Хочешь поиграть с куклой?" Вы зовете малыша:"Пошли обедать". А он на все отвечает: "Нет". Хотя ему ужасно хочется сказать"да". Заранее говоря "нет", ребенок оставляет себе время принять решение, подумать, прежде чем сделать выбор. Это отношение — вечные отказы — не должно восприниматься родителями как поражение, наоборот, оно подтверждает, что ребенок понемногу строит свою личность, становится индивидуальностью в полном смысле слова и, значит, отделяется от матери.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СО ЗНАКОМ МИНУС
Ваш ребенок говорит "нет" на все, что ему предлагают, не хочет засыпать, не хочет есть вместе с отцом, не хочет ходить в ясли, у него бывают приступы ярости, он бьет ногой кошку, кусает сестру... и вы не знаете, что делать. Чудодейственного средства, чтобы избежать этих состоянии, не существует, так как эти проявления свойственны данной стадии развития ребенка. Поэтому необходимо дать малышу возможность отреагировать, в то же время стараясь ввести это в какие-то рамки.
Ребенок чувствует себя все более самостоятельным, но он разрывается между желаниями быть с родителями и избежать их контроля. Он не может сам разрешить противоречия, которые терзают его. Малышу необходимо, чтобы его понимали. Когда ребенок становится капризным и упрямым, попробуйте поспорить с ним. Не думайте, что он слишком мал, чтобы понять то, о чем вы его просите.
Говорите просто. Ребенок не может сформулировать мотивы своего недовольства сам, но, если вы возьмете на себя труд назвать трудности, которые он испытывает и которыми, возможно, объясняется его агрессивность, малыш будет в состоянии вам ответить, и ему будет легче. Так или иначе, конфликты существуют. Не нужно (более того, опасно!) отвечать на грубость ребенка грубостью. Но так же вредно пустить все на самотек и плыть по течению под предлогом избегать конфликтов. Ребенок должен знать, что всему есть предел. Слишком большая свобода пугает его, так как она оставляет малыша в полном- одиночестве перед выбором: что же делать! Это толкает ребенка на то, чтобы спровоцировать запреты путем недозволенных действий, которые к тому же могут подвергнуть малыша опасности.
Сцена, знакомая многим родителям: ребенок начинает кричать, потом дрожит, бросает игрушки вам в лицо, катается по земле, старается вас ударить. Малыш обнаружил, что он самостоятелен, но не может еще сделать сам то, что он хочет. Чтобы получить желаемое, он испытывает ваши слабые места, старается понять, до чего можно доходить, проверяет вашу реакцию.
Лучше локализовать эту неприятность, так как, если ее проигнорировать, она может выражаться реакциями противодействия, которые будет труднее распознать и вылечить: например, длительными расстройствами сна или трудностями в школе. Постарайтесь развлечь ребенка, терпеливо урезонить, объяснить причины его злости и сказать, что вы поняли, почему он расстроился. Если, несмотря на все усилия, ничего не получается, остается только переждать бурю, противопоставив эмоциям малыша свое спокойствие и все благоразумие, на которое вы способны.
KID.RU
Последние статьи раздела:
Сказкотерапия
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.
Как вырастить гения и не погубить детство?.
Кадр первый. "Посмотри внимательно, - говорит мама 11-месячному малышу, - Это истребитель марки Mirage, выпускаемый фирмой Dassault". Кроха, сидящая на полу, внимательно слушает мамин голос. Эта продвинутая женщина занимается с ребенком по системе Глена Домана. Главное в этой системе - постоянные занятия с ребенком по карточкам, выписанным из мировой энциклопедии. И на карточках, как вы уже поняли, не просто дядя, а, к примеру, первый президент Америки Джордж Вашингтон. Сторонники Домана и сам автор уверяют, что благодаря этим карточкам родители закладывают в мозг ребенка обширнейшие энциклопедические знания, которые потом "всплывают" просто на автомате...
Адаптация к детскому саду
Твой малыш впервые перешагнул порог детского сада. Позади волнения выбора, хлопоты подготовки и закупки вещей. А что же впереди?
Десять "золотых" способов воспитания нравственного опыта
Автор: Владислав Вершинин, заведующий лабораторией инновационных процессов в образовательных учреждениях Ульяновского ИПК ПРО, кандидат педагогических наук
Игры и игрушки в раннем возрасте
Три года назад моя жизнь казалась мне хорошо накатанной колеей, привычно и вполне закономерно текущим потоком… Однажды в нее ворвался некто, и этим некто стал мой ребенок. Он прервал бесконечную нить однообразных будней и раскрасил каждый день калейдоскопом красок. Спустя некоторое время я поняла, что в этой непостижимой сказке есть только одна мораль: “Ребенок- это великолепное нечто, которое дарит нам второе рождение себя”.
Оставить комментарий